вторник, 28 апреля 2015 г.

КАМБОДЖА: АНГКОР-ВАТ

Это класс! Мы побывали в Ангкоре - когда-то самом большом городе доиндустриальной эпохи, крупнейшем из когда-либо созданных культовых сооружений и самом фотографируемом месте в мире! =) Это все попсово, конечно, но тем не менее, я счастлив.
Мы заселились в гостевой дом Арборетум, который находится прямо на территории национального парка Ангкор, встали в три утра, чтобы пройти три километра и быть у главных ворот в Анкгор к рассвету. А там случилась засада - оказывается, обязательно нужно приобретать билеты в кассе, которая находится ближе к городу, еще дальше от ворот, чем наш гостевой дом. Пришлось срочно возвращаться, купить билеты (там еще фотография обязательна), понервничать изрядно, потому что уже не успевали. Но в итоге все закончилось благополучно, и мы успели быть возле входа в Ангкор-Ват к рассвету. Билет, кстати, стоит очень дорого - 20 долларов на один день. Учитывая, что в год несколько миллионов туристов приезжает посмотреть древний храмовый город, можно представить, какой вклад он делает в бюджет Камбоджи.
Картина была та еще)) Еще было темно, пятый час утра, а уже толпы народу столпилось возле входа, уже приготовились стоять охранники и фотографы, все на своем посту, еще даже краешек солнца не начал вставать над тремя зубчатыми башенками Ангкор-Вата - а уже защелкали вспышки фотоаппаратов.

Это самый узнаваемый символ Камбоджи, и он даже есть на государственном флаге. Перед главным храмом находится большой ров, благодаря которому именно Ангкор-Ват сохранился лучше остальных сооружений Ангкора - ров защищал от джунглей и его обитателей в то время, когда он  целых  четыреста лет был заброшен. Нашла его французская экспедиция только в 19 веке.
Видно, сколько народу? И вся эта толпа просто тупо ждет рассвета, чтобы сделать кадры! И это каждый день столько туристов прибывает в Ангкор.
Мы не стали поддаваться общей толпе, и чтобы не ходить потом с этой же толпой по городу, сделали несколько кадров главного здания и зашли внутрь. Все гиды, все тук-туки ездят по так называемому Малому или Большому кругу Ангкора - по часовой стрелке. Мы же решили идти против часовой стрелки, по той же причине - чтобы иметь возможность погулять по городу без особой толпы.

Вот как выглядит башенки Ангкор-Вата с восточных ворот.
Когда выходишь с восточных ворот Ангкора, придется долго идти просто по дороге. Территория нац парка обжита, есть деревни, мимо проезжают велосипедисты и мотоциклисты. Живут рядом с памятником Всемирного наследия и в ус не дуют, прикольно.

Дошли до храма Прасат Краван. Это пять башен, установленных на общем фундаменте. На стенах внутри башен можно увидеть барельефы, изображающие индуистских божеств – Вишну и Лакшми (на фото справа). Несмотря на то, что башни были построены более тысячи лет назад из простого кирпича, они выдержали испытание временем.  И барельефы прямо на кирпиче выглядят эпично.

Как я уже сказал, на территории парка живут люди, и даже есть школы. Проходили мимо начальной школы, заглянул внутрь, посмотрел, как учатся кхмерские ребята.

Везде кстати висят информационные щиты с различными проектами разных стран - многие страны, от Германии до  Австралии, реализуют разные социальные, экологические и гуманитарные программы в Камбодже. Российских щитов здесь не видел, Россия, наверное, если и вкладывается в эту страну, то только в военных программах.

А вот буддийский храм Бантей Кдей, построенный в 1181 году. В десятках крошечных келий здесь когда-то жили и совершали религиозные ритуалы монахи, а в библиотеках  хранились священные манускрипты.
Религиозная жизнь в храме не прекращалась никогда. Интересно, что местные жители продолжали поклоняться статуе медитирующего Будды (на фото справа) даже тогда, когда храм совсем поглотили джунгли.

Этот храм реставраторы очистили от джунглей, выкорчевав деревья и восстановив разрушенные постройки.

После Бантей Кдея решили немного передохнуть и попить кокосового сока. Впервые в жизни пил. Вкусно) Полный кокосовый орех стоит всего один доллар.
А вот Та Пром - другой храм, который отличается от других тем, что его не стали очищать от джунглей и оставили практически в таком же виде, в каком его обнаружили европейцы. Деревья и лианы опоясывают стены, колонные, камни - это удивительное зрелище.
Ходишь и представляешь себя участником той самой экспедиции, которая нашла Ангкор.

Еще именно Та Пром был прототипом Затерянного города в книге и в мультике "Маугли".
Чуть дальше Та Прома находится гигантский храм-гора  Та Кео, построенный полностью из песчаника. Это массивный и незавершенный храм, построенный в 1000 году.

Уже нагуляв более 15 км и осозновая, что впереди еще Байон и Ангкор Том, решили все-таки не идти пешком, а сели в мототакси. Город Ангкор Том начинается еще с длинной, более 300 метров террасы со слонами. На этой террасе были павильоны, с которых Король и его окружение наблюдали за празднествами на Королевской площади.
Вообще, эта терраса могла быть названа не Терраса слонов, а Терраса слонов, львов и гаруд, потому что их всех здесь много. Птицелюди-гаруды здесь выглядят как атланты, поддерживающие террасу снизу.

Ну и наконец, мы добрались до второго по узнаваемости символа Ангкора - это храм Байон. Этот большой храм известен тем, что на 53 его башнях высечено толстогубое лицо короля Джаваярмана VII. Ничего подобного еще не видел в жизни.

Посмотрел по навигатору - мы пешком прошли за сегодня 18 км! Изрядно устав, вернулись в гостевой дом на мотоцикле, отдохнули.
Хотя мы уже выселились из гестхауса утром, все равно нам разрешили воспользоваться бесплатным тук-туком и добраться до Сием Рипа.
Автобус из Сием Рипа в Сиануквилль отходил поздно вечером, успели еще пошариться по ночному рынку и покушать еще раз амок, теперь уже с морепродуктами, и крокодилового мяса.

Впереди Сиануквилль - главный морской курорт Камбоджи. Хватит глазеть на древние руины, пора поваляться пузом кверху на пляжах=)